Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Случайная статья

Неформальное сообщество


Посетители

За сутки: 324 чел.
За неделю: 2051 чел.
За месяц: 29589 чел.


Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 10. Моделирование и специфика его применения в социальных науках / Модели жизненного цикла в маркетинговых исследованиях


Модели жизненного цикла в маркетинговых исследованиях


Прикладные социологические и маркетинговые исследования, ориентированные на исследования рынков, нуждаются в модели жизненного цикла продукта. В маркетинге концепция жизненного цикла используется для анализа и прогнозирования объема продаж. Обычно в таких моделях выделяют четыре фазы:

1 фаза – выведение товара на рынок, когда сбыт растет медленно, прибыль, как правило, незначительна. Однако на этой фазе становится ясно: пойдет товар или нет.

2 фаза – рост. Данный период характеризуется быстрым завоеванием рынка и значительным увеличением прибыли.

3 фаза – зрелость. Начинается замедление темпов сбыта, прибыль стабилизируется, наступает насыщение.

4 фаза – спад. Причиной спада может служить техническое и технологическое отставание, успешные действия конкурентов. Товар может просто надоесть потребителям или может даже исчезнуть потребность, которую был призван удовлетворить данный товар. Если в период спада товар модернизируется, то возможен повторный всплеск продаж.

Аналогичные модели используются также при социологических и маркетинговых исследованиях моды, знаменитостей и даже политических кандидатов. Для прогнозирования поведения потребителей используются также концепции жизненного цикла семьи.
Когда речь идет о маркетинговом исследовании, жизненный цикл семьи рассматривается с точки зрения покупательского поведения. В жизненном цикле семьи выделяют четыре основные фазы [8, с. 156]:

1 фаза – этап холостой жизни, когда обычно преобладает интерес к моде, покупкам мебели, автомобилей, путевок на отдых.

2 фаза – молодожены без детей – характерна наивысшей интенсивностью покупок, в том числе товаров длительного пользования.

3 фаза – «полное гнездо». Появление в семье детей ведет к росту расходов, покупаются стиральные машины, телевизоры, детские товары. Несмотря на ухудшение финансового положения приобретается жилье, а по мере роста благосостояния покупается все больше товаров, не являющихся предметами первой необходимости.

3 фаза – «пустое гнездо». Этап, когда дети уже живут отдельно. Пока глава семьи работает, большинство семей довольны своим финансовым положением. В это время растет интерес к путешествиям, покупкам предметов роскоши. Но после выхода на пенсию доходы семьи резко падают, и растет спрос на медицинские товары и услуги.

В социологических исследованиях, в зависимости от их целей и задач, необходимо использовать стадии жизненного цикла индивида. С социологической точки зрения основной интерес представляет не физический возраст человека, а восприятие социально конструируемых категорий возраста: «молодой», «человек среднего возраста», «пожилой» и т.д.

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала