Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Случайная статья

KristieEWH


Посетители

За сутки: 317 чел.
За неделю: 2061 чел.
За месяц: 29621 чел.


Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 10. Моделирование и специфика его применения в социальных науках / Модели жизненного цикла социальных систем


Модели жизненного цикла социальных систем


Модели жизненного цикла обычно являются качественными и содержат описание фаз (или этапов) развития системы. Длительность и число фаз могут колебаться в весьма широких пределах. Исследователей, как правило, интересуют качественные характеристики каждой фазы и механизм чередования фаз. Довольно подробный анализ работ в этой сфере и примеры моделей приведены в работе Ю.М. Плотинского [1, с. 123 – 137], который разбирает следующие модели жизненного цикла:
- этноса (по работам Л.H. Гумилева);
- общественных движений (О. Рамштадт);
- организации (И. Адизес);
- научной специальности (M. де Мей, H. Маллинз);
- технологического уклада (С.Ю.Глазьев) и др.

Для прикладной социологии важное значение имеет применение модели жизненного цикла организации, которую предложил американский исследователь И. Адизес. Эта модель состоит из десяти фаз [7, с. 63 – 71]:

1 фаза – выхаживание. На стадии зарождения организации основатель (или основатели) обсуждают бизнес-идею. Если они верят в эту идею, готовы взять на себя риск основания нового дела, а также оптимистично оценивают спрос на продукцию новой компании и способны найти финансовую поддержку, то возможен переход к следующей фазе.

2 фаза – младенчество, когда компания обладает гибкой, но нечеткой структурой, небольшим бюджетом, уровень продаж незначителен. Если денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, то начинается следующий этап развития.

3 фаза – детство, характеризуется быстрым ростом организации, когда появляется формальная организационная структура, но должностные обязанности еще не закреплены за каждым сотрудником. Основатель пытается делегировать властные полномочия другим сотрудникам, но при этом опасается потерять контроль. На этой фазе компания действует методом «проб и ошибок», не всегда может предвидеть изменения внешней среды, что приводит к серьезным кризисам и потерям. Возникает необходимость перехода к более профессиональным действиям.

4 фаза – юность, компания получает как бы второе рождение. Энтузиазма основателя становится недостаточно и во главе компании становится профессиональный менеджер, меняющий всю систему управления. Повышается организационная культура, эффективность административной деятельности растет.

5 фаза – расцвет, когда организация достигает оптимального баланса между самоконтролем и гибкостью. Происходит не только рост объема продаж, но и прибыли, создается сеть дочерних организаций. Успешно функционируют системы прогнозирования, планирования и реализации.

6 фаза – стабилизация, впервые появляются признаки старения организации – она начинает терять гибкость. На этой стадии темпы роста снижаются, позиция на рынке стабилизируется и снижается интерес к инновациям. Руководители начинают с подозрением относиться к любым переменам, начинают преобладать консервативные тенденции.

7 фаза – аристократизм, характеризуется дальнейшим снижением гибкости системы управления, большее внимание уделяется традициям, в одежде и форме общения сотрудников господствует формализм. Организация обладает значительными финансовыми ресурсами, стремится не сама разрабатывать и внедрять инновации, а покупать компании, производящие новые продукты. Цели компании становятся краткосрочными, риск не поощряется.

8 фаза – ранняя бюрократизация. На этой стадии система управления озабочена прежде всего самосохранением, а правила и нормы ужесточаются и формализуются. В руководстве фирмы начинается открытая борьба и поиск виноватых при появлении неблагоприятных тенденций.

9 фаза – бюрократизация, характеризуется постепенным разрывом связей с внешним миром. Инициативные сотрудники покидают компанию, а бюрократическая структура уже не ориентируется на получение результатов и работает во многом вхолостую, «перемалывая» огромное количество входных и выходных документов. Однако информационные связи между подсистемами нарушены.

10 фаза – гибель организации, к которой могут привести даже небольшие внешние изменения.

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала