Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Случайная статья

Социометрия


Посетители

За сутки: 459 чел.
За неделю: 2144 чел.
За месяц: 29722 чел.


Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 10. Моделирование и специфика его применения в социальных науках / Понятия модели и моделирования


Понятия модели и моделирования


Понятия «модель» и «теория», с точки зрения функции прогнозирования, в современной научной литературе трактуются неоднозначно, граница между ними весьма размыта. В настоящее время, исходя из инструментального подхода, признана следующая трактовка этих понятий:

Модель – это концептуальный инструмент, ориентирован¬ный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функции предсказания и прогнозирования служат целям управления.

Теория – более абстрактное, чем модель, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение данных процессов, явлений. Функция предсказания в теории ориентирована на цели объяснения явлений.

Распространено утверждение, что теория — это модели, чьи элементы и отношения связаны с миром определенными правилами соответствия. Исходя из этого утверждения, модели должны включать в себя три типа соответствия:
- между способом организации социального мира и способом, каким модель описывает этот мир;
- между аппаратом, используемым в процессе моделирования, и концептуальным аппаратом моделируемой теории;
- между теорией и социальным миром.

Имеются также сторонники структуралистской, модельной концепции, трактующей научную теорию как семейство мысленных структур. В этом случае – при структуралистском подходе – теория оказывается чем-то вроде иерархии «чертежей» или «географических карт» наблюдаемых явлений, причем «чертежи» и «карты» первого уровня непосредственно воспроизводят эти явления. И в этом случае научная деятельность представляет собой конструирование моделей, которые должны быть адекватны изучаемым явлениям [1, с. 87 – 88].

С позиции структурно-функционального подхода «модель» – это физически существующий, или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает оригинал таким образом, что изучение модели дает новые знания об объекте-оригинале. Или, иными словами, моделированием является замещение одного объекта, обозначаемого системой (или объектом-оригиналом), другим объектом, называемым моделью, и также проведение исследования свойств модели (эксперимент на модели) с целью получения информации о системе (объекте).

Информационный аспект подчеркивается в определении Н.Н. Моисеева: «Под моделью мы будем понимать упрощенное <…> знание, несущее вполне определенную, ог¬раниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства. Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе по¬тенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приоб¬рести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания» [2, с. 166].

Отмечается, что моделирование приобретает особое значение при рассмотрении объектов, а также экономических и социальных процессов, недоступных в полной мере прямому наблюдению или проведению экспериментальных исследований. Например, Г.В. Градосельская отмечает, что достаточно сложно несколько раз провести эксперимент по исследованию революционной ситуации или социальных конфликтов; невозможно для изучения миграционных процессов заставить несколько тысяч человек переехать из одного города в другой. Именно поэтому для того, чтобы зафиксировать неуловимые теоретические концепты и определения, строят математические модели, которые по изменению группы признаков смогут предсказать реакцию на них изучаемого объекта.

По мнению Г.В. Градосельской, математическая модель, претендующая на роль эффективного инструмента при изучении социальных или социально-экономических процессов, должна отвечать следующим требованиям [3, с. 11 – 12]:
- строиться на базе теории и отражать объективные закономерности исследуемых процессов;
- правильно отображать функцию и/или структуру данной социальной системы;
- удовлетворять определенным математическим условиям (разрешимость, согласованность, размерность и т. д.).

Кроме того, математическая модель должна быть адекватной и эффективной. Адекватностью модели называется степень ее соответствия объекту-оригиналу. Как правило, чем более адекватна модель, тем более сложной она является. Эффективностью называется простота использования модели.

Процесс моделирования протекает в условиях противоречия этих двух факторов: адекватности, с одной стороны, и эффективности – с другой. Эффективность модели находится в обратной зависимости от ее сложности, поэтому построение хорошей модели это нахождение разумного компромисса между ее простотой и сложностью (эффективностью и адекватностью).

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала