Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Посетители

За сутки: 324 чел.
За неделю: 1355 чел.
За месяц: 28837 чел.


Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 11. Модели политических систем и политической коммуникации, сетевой подход в политологических исследованиях / Информационно-кибернетическая модель политической системы


Информационно-кибернетическая модель политической системы


Информационно-кибернетическая модель политической системы была предложена американским политологом Карлом Дойчем.

В книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и контроля» [6] К. Дойч определяет политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. При этом именно правительство, как субъект государственного управления, мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. В своей модели политической системы Дойч выделяет четыре блока, связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков (рис. 1):
- получение и отбор информации на "входе" системы через внешние и внутренние рецепторы (информационные службы, центры изучения общественного мнения, правительственные приемные, агентурная сеть и др.);
- обработка и оценка информации (с учетом ценностей, норм и стереотипов, господствующих в данной политической системе);
- принятие решений;
- осуществление решений и обратная связь от "выхода" системы к "входу".

Рисунок – 10.1 Кибернетическая модель политической системы (по К. Дойчу)

Правительство, как «центр принятия решений» является ядром данной модели и именно оно принимает решение по регулированию текущего состояния всей системы. Решение принимается после получения итоговой оценки степени соответствия текущей политической ситуации основным приоритетам и целям всей политической системы.

На «выходе» системы находятся так называемые «эффекторы» (исполнительные органы – внутриполитические и внешнеполитические), которые реализуют принятые правительством решения. При этом результаты деятельности «эффекторов» порождают на «выходе» из системы новую информацию (внутриполитическую и внешнеполитическую), которая через «обратную связь» попадает на «вход» и выводит всю систему на новый цикл функционирования.

К. Дойч выделяет в политической системе три основные типа коммуникаций:
- личные неформальные коммуникации (face-to-face), например, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке;
- коммуникации через организации и группы давления, например, когда контакт с правительством осуществляется посредством деятельности политических партий, общественных движений и т.п.;
- коммуникации через средства массовой информации (печатные или электронные).
Описание и анализ моделей политических систем показал, что во всех рассмотренных моделях важную роль играет информационно-коммуникативное взаимодействие, причем информация и коммуникация выполняют, по меньшей мере, две основные функции:
- являются специфическими ресурсами властных структур и политических субъектов;
- являются специфическим инструментом или средством реализации интересов политических субъектов.

Необходимо подчеркнуть тесную внутреннюю связь двух моделей – модели политической системы Д. Истона и модели массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Обе модели имеют одну основную функцию – поддержание равновесия и устойчивости в общественной системе.

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала