Вход в личный кабинет
Посетители
За сутки: 469 чел.
За неделю: 1600 чел.
За месяц: 41599 чел.
Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Лекция 5. Традиционные методики социальных наук, применяемые к социальным сетям / Методы социометрии в исследовании [интернет] социальных сетей
Методы социометрии в исследовании [интернет] социальных сетей
Традиционные методы социометрии также применяются для анализа индивидуальных и тематических виртуальных сообществ: данный подход, как было указано выше, состоит в том, что по некоторому заданному исследователями принципу выбираются единицы исследования [интернет] социальных сетей в необходимом объеме. Например, могут быть случайным или целенаправленным образом выбраны страницы пользователей [интернет] социальных сетей, а затем к этим пользователям могут быть применены традиционные социометрические методы (например, построена социограмма связей «дружбы и подписки»). Такой метод применим к относительно небольшим виртуальным сообществам, так как большая часть работ (выделение значимой информации, установление связей подписки между единицами исследования) проводится исследователем вручную.
Рассмотрим традиционные методы социометрии, применимые к исследованию виртуальных сообществ.
Концепцию социометрии разработал Джейкоб Морено. Он изучал процессы притяжения и отталкивания членов группы, а также разрабатывал процедуры измерения этих процессов. Членов группы спрашивали о том, кто им нравится и с кем вместе они хотели бы трудиться или провести свободное время (либо задавали другие вопросы, выявляющие позитивные или негативные отношения между членами группы). Респондентов просили выбрать первое, второе, третье, и т. д. предпочтение. Результаты представлялись в виде ряда матриц, где каждому члену группы выставлялась оценка другими членами группы. Подсчитывались индивидуальные и групповые индексы, строились социограммы, на которых члены группы были упорядочены в видимом пространстве, им приписывались определенные позиции, а выборы (как позитивные, так и негативные) указывались стрелками. Таким образом строилась «структура» предпочтений в группе. Морено назвал такие структуры структурами притяжения или отталкивания [1, с. 24].
Так были получены ключевые концептуальные составляющие современного сетевого анализа: карты отношений между акторами (в терминах теории графов — матрицы смежностей), визуализация этих карт в пространстве (собственно построение графа). Достаточно долго после Морено исследовательские и теоретические работы по структурному анализу проводились в том же направлении и не продвигались дальше сетевизации отношений между отдельными индивидами.
Естественно, при исследовании виртуальных сообществ мы имеем возможность работать в основном со «структурами притяжения» по Морено, т.е. позитивными связями, так как они легко выделяются и формализованы в списках «друзей» и «подписках». Исследование «структур отталкивания» потребует чтения записей и вычленения негативных высказываний в исследуемом виртуальном сообществе, что является достаточно трудоемкой задачей.
Одним из основных методов социометрии является построение социограммы.
Социограмма (sociogram) – это «отношения между членами группы могут быть графически представлены в форме социограммы, которая показывает, кто с кем взаимодействует и кто является реальными лидерами. Техника составления социограмм была разработана в 1940-е гг. и предшествовала современному анализу социальных сетей» [10].
Социограмме соответствует социоматрица: на пересечении i-й строки и j-ro столбца стоит 1, если i-й член группы выбирает j-ro в ответе на вопрос о симпатиях или антипатиях, и 0 в противном случае [11].
Социограммы бывают двух типов:
· групповые
· индивидуальные
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
· конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
· «социограммы-мишени» - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.