Вход в личный кабинет
Посетители
За сутки: 466 чел.
За неделю: 1598 чел.
За месяц: 41596 чел.
Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Лекция 5. Традиционные методики социальных наук, применяемые к социальным сетям / Методы социальной (культурной) антропологии
Методы социальной (культурной) антропологии
В социологической практике социальную (культурную) антропологию[1] принято выделять не только по предмету исследований (культуры традиционных дописьменных обществ), но и по основным методикам исследования, тяготеющим к качественным методам в социологии. Так, например, основным из этих методов является включенное наблюдение [5]. Современные исследователи, относящиеся к социальной (культурной) антропологии, переносят типичные для данного направления методы исследования на современные сообщества: от девиантных групп до корпоративных культур, изучая их методом включенного наблюдения с точки зрения неписаных ритуалов, правил, общих разделяемых представлений и ценностей. Социально-антропологические методы качественного анализа информации позволяют анализировать единичные поведенческие акты, а в ситуации исследования виртуальных сообществ – и примеры отдельных коммуникативных практик.
В качестве примера подобных исследований можно привести:
· Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга [6].
· Бэнтон М. Добровольные объединения: антропологические аспекты [7].
Естественно, данная методика включенного наблюдения за жизнью виртуальных сообществ вполне применима для изучения неписаных ритуалов, правил, общих разделяемых представлений, ценностей и особенностей построения коммуникации отдельных виртуальных сообществ. В качестве примера можно привести:
· Зайонц В.В. Социально-антропологический подход к исследованию интернет-сообществ [8].
· Жуленева Е.С. Структурные особенности малого livejournal-сообщества (на примере сообщества lugovaya_6) [9]
На современном этапе преобладающее большинство проведенных исследований посвящено проблемам формирования сообществ в Интернете, построения его структуры, выявления кластеров. Кроме того, широко распространены исследования конкретных предметных сообществ. Например, Ф. Штуцман и С. Барнс занимались исследованиями угроз. Т. Джагатик, Н. Джонсон, М. Джейкобсон, Ф. Менцзер имеют работы, посвященные проблемам «социального фишинга». Н. Эллисон, К. Стейнфилд, К. Лаите рассматривали использование сети Facebook и формирование социального капитала. А. Ленхард, М. Медден изучали влияние социальных сетей на детей и подростков. Д. Хуссейн изучает дестабилизацию террористических сетей. С. Кришнамерфи и С. Кусук исследуют формирование виртуального сообщества антиглобалистов, участники которого выступают против распространяемых ценностей общества потребления, методом анализа языка их сайтов. Ю. Тахтеев, А. Груздб и Б. Вэлмак исследуют географию сети микроблогов Twitter и ее влияние на формирование связей между участниками. Социальные сети используются для анализа и прогноза процессов из смежных областей, например, для анализа фондовых рынков (сервисы StockTwits и FINIF Financial Informatics).
[1] В социологии принято считать это одним направлением, отличия в наименовании, в основном, исторически сложились в зависимости от региона – социальной антропологией направление называют в Европе, культурной антропологией - в США