Вход в личный кабинет
Посетители
За сутки: 503 чел.
За неделю: 1639 чел.
За месяц: 41634 чел.
Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Лекция 1. Основные положения и принципы системного подхода / Введение в системный подход
Введение в системный подход
В настоящее время в среде обществоведов – последователей междисциплинарного подхода и соответствующего инструментария, растет осознание того факта, что адекватное объяснение, точное прогнозирование и научно обоснованные рекомендации по управлению обществом, как сложной системой, требуют применения не гуманитарной парадигмы, а системного подхода. В частности, важный вклад в развитие обществознания должны внести общая теория систем, применение методов системного анализа и системного управления, широкое использование эмпирических данных и плодотворных моделей из других научных дисциплин. С этими подходами связываются работ таких авторов, как В. Немировского [1], В. Ильина [2], К. Бейли [3], В. Вайдлиха [4], Ю. Резника [5], А. Давыдова [6].
Настоящее учебное пособие предназначено для обществоведов, заинтересованных в использовании относительно новых методов исследования, анализа и моделирования социальных сетей, что требует обратиться к изучению основных положений и принципов системного подхода.
Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Наиболее популярное определение системного подхода, используемое в большинстве учебных пособий звучит следующим образом. Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
Основные принципы системного подхода [7] формулируются следующим образом:
- целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
- иерархичность строения, то есть наличие множества – по крайней мере, двух – элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня (реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации, в частности, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой);
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры (как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры);
- множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;
- системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
- системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
- системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
- системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
- системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
- системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
- системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
- системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой; системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.