Вход в личный кабинет

Посетители
За сутки: 181 чел.
За неделю: 1678 чел.
За месяц: 31894 чел.
Главная / Учебные материалы / Методические указания для самостоятельных работ / Самостоятельное исследование 9 / Основные сведения теории
Основные сведения теории
Манипуляция – это способы социального воздействия на людей при помощи средств массовой информации, экономических, политических, социальных и иных средств с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и т.д.
Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении.
Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.
Девять основных способов манипуляции:
1. Использование внушения. Источник информации должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в так называемое суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает все на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченной толпы.
2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Применяется в случае, когда, например, анонсируется единичное шокирующее событие, а выводы, следующие из него, распространяются на всю систему.
3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим. В этом случае мы имеем дело с распространением слухов и «додумываний» относительно предмета обсуждения.
4. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. В подобной ситуации имеет место сокрытие информации.
5. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование.
6. Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. Большее зло описывается в ярких красках и преувеличивается, чтобы на его фоне меньшее зло представлялось как приемлемый вариант.
7. Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира.
8. Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет.
9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создается событие, которого не было, и выдаётся за факт.