Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Случайная статья

WalterBene


Посетители

За сутки: 191 чел.
За неделю: 1660 чел.
За месяц: 41668 чел.


Главная / Учебные материалы / Методические указания для самостоятельных работ / Самостоятельное исследование 8 / Основные сведения теории


Основные сведения теории


Группы влияния –совокупность лидеров мнений по определенной исследуемой тематике. С исследовательской точки зрения выявление лидеров мнений интересно как для изучения их характеристик (пол, возраст, интересы, количество связей в неформальной группе и т.п.), – это информация позволяет, например, таргетированно распространять сообщения лидерам неформальных сообществ для наилучшего результата по распространению маркетинговой или содержательной информации.

Исследователи моделей влияния в социальных сетях отмечают, что в социальной сети агенты часто не имеют достаточной для принятия решений информации или не могут самостоятельно обработать ее, поэтому их решения могут основываться на наблюдаемых ими решениях или представлениях других агентов (социальное влияние). Социальное влияние реализуется в двух процессах: коммуникации (в ходе общения, обмена опытом и информацией, обсуждения тех или иных вопросов с авторитетными для агента соседями он приходит к определенным представлениям, установкам, мнениям) и сравнения (в поисках социальной идентичности и социального одобрения агент принимает представления и действия, ожидаемые от него другими агентами в данной ситуации; агент задается вопросом «что бы сделал другой агент (эталон для сравнения), будь он в моей ситуации?» и, сравнивая себя с ним, определяет свою адекватность и играет соответствующую роль; можно объяснить сравнение и поиском стратегического преимущества: сравнивая себя с другими агентами, занимающие те же позиции в социальной системе, агент может ввести или принять нововведения, которые сделают его более привлекательным в качестве объекта отношений). Необходимо отметить, что при коммуникативном подходе к влиянию агенты могут прийти к сходным представлениям, но необязательно к сходному поведению. При сравнении же агент обычно косвенным образом копирует поведение. Очевидно, поведение агента определяется не только представлениями, но и ограничениями, с которыми он сталкивается. Поэтому агенты со схожими представлениями могут вести себя по-разному, и наоборот агенты с разными представлениями могут вести себя одинаково.

Социальная сеть играет большую роль в распространении информации, идей и влияния между ее членами. Влияние в литературе по социальным сетям тесно связано с термином «диффузия инноваций» (diffusion of innovations), поэтому ниже будут рассматриваться, в том числе, и соответствующие модели такой диффузии, в основе которых лежит некоторая фиксированная сеть и локальные правила взаимодействия ее членов.

Классификация моделей влияния в социальных сетях (в том числе – моделей «диффузии инноваций»).

Оптимизационные, имитационные и другие модели, включающие следующие их классы, рассматриваемые в первой части настоящей работы:
1.1. Модели с порогами, в том числе – с линейными (Linear Threshold Model).
1.2. Модели независимых каскадов
1.3. Модели просачивания и заражения.
1.4. Модели Изинга.
1.5. Модели наоснове клеточных автоматов.
1.6. Модели на основе цепей Маркова.

«Теоретико-игровые» модели, в которых акцент делается на информированность и взаимосвязь между игроками (агентами). Выигрыш, получаемый агентом (игроком), зависит от действий оппонентов (других игроков):
2.1. Модели взаимной информированности
2.2. Модели согласованных коллективных действий (и общественных благ);
2.3. Модели коммуникаций и задачи поиска минимально достаточной сети;
2.4. Модели стабильности сети;
2.5. Модели информационного влияния и управления;
2.6. Модели информационного противоборства.

Лидер мнений – в теории коммуникации – человек, выступающий в качестве посредника между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации.

С исследовательской точки зрения выявление лидеров мнений интересно как для изучения их характеристик (пол, возраст, интересы, количество связей в неформальной группе и т.п.), – это информация позволяет, например, таргетированно распространять сообщения лидерам неформальных сообществ для наилучшего результата по распространению маркетинговой или содержательной информации.

Типы лидеров мнений:
1. Простой лидер. Простой пользователь, степень влияния которого шире, чем у среднестатистического пользователя интернет –сети.
2. Лидер-эксперт. Персона, достигшая высот в определенной области и известная в широких кругах.
3. Лидер-социальная знаменитость. К этому типу относятся телеведущие, артисты, политики, известные блоггеры.

Виды лидеров:

Авторитарный — это лидер, для которого характерны властность, стремление единолично принимать все решения, навязывать их другим людям, оказывая при этом на них психологическое давление, склонность настаивать на неукоснительном исполнении своих решений, использование приказов и распоряжений как основных методов воздействия на людей, невнимание к ним как личностям, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, сосредоточенность в основном на деловых взаимоотношениях в группе.

Демократический лидер является в социально-психологическом пла¬не противоположностью авторитарному лидеру. В его действиях по отношению к зависимым от него людям преобладают следующие типичные тенденции: уважение людей, признание за ними права поступать по-своему, учет мнений других людей, общение с ними как с равными, обращение к людям с просьбами и с советами, а не с приказами или распоряжениями.

Либеральным называют лидера, чье поведение по отношению к людям характеризуется следующими особенностями: предоставление им полной свободы действий, отсутствие какого бы то ни было контроля, нежелание оказывать на них воздействие, передача другим членам группы своих полномочий и подчинение решениям, которые принимает группа.

Бюрократическим называют лидера, предпочитающего пользоваться формально-бюрократическим методом руководства, то есть лидера, чьи власть и авторитет в соответствующей группе поддерживаются бюрократическими методами. Такой лидер отдает предпочтение формальным методам организации общения и взаимодействия с людьми, бумагам, документам, соблюдению регламента, следованию установленному порядку и т. п.

Лидер мнения — это человек, к мнению которого члены группы больше всего прислушиваются, суждениям и оценкам которого они больше всего доверяют. Это, например, может быть хороший, наиболее знающий специалист или лучше всего информированный по какому-либо вопросу человек. Такой человек, однако, не всегда является лидером группы в других отношениях.

В качестве номинального лидера выступает человек, который лишь формально считается лидером в группе, но фактически свои лидер¬ские обязанности в группе не выполняет. Вместо него группой руководит кто-то другой или вообще не руководит никто.

Ориентированным на людей лидером называют человека, для которого главным в его деятельности является благополучие составляющих данную группу людей.

Лидером, ориентированным на работу (вариант — на решаемую группой задачу), называют человека, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед ней задачи, а не благополучие составляющих ее людей. Такие лидеры в определенном отношении являются противоположностью лидерам, ориентированным на людей, хотя возможны ситуации, когда та и другая тенденции — ориентация на работу и на людей — сочетаются в действиях одного и того же лидера.

Харизматическим лидером называют человека, который «родился быть лидером», которому, как говорят, на роду написана судьба: быть лидером для других людей. Считается, что такой человек от природы наделен соответствующими, особенными лидерскими свойствами: спо¬собностями и чертами характера.

Ситуационным называют лидера, который на некоторое время может стать лидером в группе, если в ней сложится благоприятная для этого ситуация. Ситуационный лидер иногда рассматривается как альтернатива харизматическому лидеру.

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала