Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Посетители

За сутки: 574 чел.
За неделю: 1492 чел.
За месяц: 24941 чел.


Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 11. Модели политических систем и политической коммуникации, сетевой подход в политологических исследованиях / Социальные сети и политическая жизнь общества


Социальные сети и политическая жизнь общества


Наиболее наглядные примеры использования социальных сетей в политической жизни демонстрируют США, в частности последняя предвыборная кампания Барака Обамы показала, что эффективное использование возможностей коммуникации в киберпространстве может привести к убедительным результатам.

Характерно, что успех Б. Обамы на президентских выборах 2008 года сравнивают с победой Д. Кеннеди на выборах 1960 года. Эти два сюжета объединяет факт эффективного применения передовой для своего времени технологии. В 1960 году это было телевидение, в частности считается, что именно телевизионные дебаты Кеннеди с Никсоном в прямом эфире стали точкой отсчета в победе Кеннеди и использования телевидения в электоральном процессе. С этого времени представить выборы без телевидения уже было не возможно. При этом необходимо отметить, что телевидение в США приобрело популярность задолго до 1960 года, так же интернет-технологии активно используются до 2008 года. Но именно Кеннеди в 1960 и Обама в 2008 впервые применили новую для своего время технологию коммуникационного интерактивного взаимодействия эффективно.

Политические эксперты в США отметили кампанию Б. Обами как одну из наилучших в истории выборов. Следует отметить, что стратегия Обамы не появилась на пустом месте – на предыдущих американских выборах, в 2004 году, Говард Дин (Howard Dean) запомнился первым успешным примером использования Интернета как инструмента в президентской кампании. Тогда Говарду удалось собрать свыше 20 миллионов долларов от нескольких десятков тысяч своих сторонников через Интернет. Но он уступил во время праймериз Джону Кери, который после этого проиграл выборы Джорджу Бушу.

Но в отличие от Говарда, Обама использовал Интернет не только как инструмент сбора средства, а и как важнейший элемент кампании, который дал возможность организовать сторонников и дать им инструмент для самоорганизации. Они выполнили такой объем работ, который при классических условиях даже при щедром финансировании не смогла бы сделать армия нанимаемых работников.

Предвыборный штаб Обамы не только изменил подходы к организации сторонников, но и продемонстрировал новые методы донесения рекламных сообщений избирателям, был обеспечен новый уровень коммуникации с ними. В частности, Б. Обама эффективно использовал YouTube для трансляции бесплатной рекламы, которая оказалась значительно эффективнее в сравнении со стандартной телерекламой. Ссылка на ролик, который американцы пересылали друг другу, вызвал большее доверие и желание посмотреть, чем телереклама, которая перерывает показ вашего любимого фильма или телешоу. По оценкам экспертов, пользователи суммарно затратили около 1 миллиарда минут на просмотр официальных видеороликов размещенных на специальном канале Обамы на YouTube. Это эквивалентно 47 млн долл. при условии размещения такого же объема материалов на телевидении [9].

Благодаря широкому использованию новых технологий во время выборов в США в 2008 году, граждане получили инструмент контроля заявлений и обещаний политиков. Почти все, что говорилось политиками – попадало в Интернет. Любое опрометчивое высказывание, произнесенное кандидатом в президенты уже за несколько минут могло появиться в блогах, а за час это выражение уже широко обсуждалось, в т.ч. и на телевидении. Так, в частности, произошло с Обамой, который во время встречи с избирателями в Питсбурге сказал, что единственное, на чем держатся маленькие американские города – это оружие и религия. Штабу Обамы еще долго пришлось оправдываться за эти слова.

Попадали в неприятности и республиканцы. Маккейн, например, сделал заявление о том, что его коллега Сара Пейлин выступает против так называемого «моста в никуда», который планировали строить на Аляске. Мост должен был соединить два населенных пункта – в одном проживало 8900, в другом – 50 человек. Проект оценивался свыше 300 млн долл. и в социальных сетях мгновенно развернулась целая кампания, инициаторами которой были обычные американцы, которые довольно быстро нашли информацию, которая подтвердила, что именно Сара Пейлин была одним из инициаторов строительства моста.

Следует отметить, что важной чертой выборов 2008 года был высокий уровень вовлеченности избирателей в кампанию. Сторонники Обамы верили, что они не просто помогают кандидату в президенты – они помогают стране, т.е. себе, своим детям и родственникам.

Почему все это состоялось именно в 2008 году, а не раньше? Ведь уровень проникновения Интернета в США в 2008 году в сравнении с 2004 годом существенно не изменился. Причина не в доле пользователей Интернета, а в проникновении новых социальных медиа – социальных сетей блогосферы, фото- и видеохостингов и т.д. В США социальные сети в 2004 году лишь начинали приобретать популярность, а достаточная критическая масса их пользователей возникла лишь в 2007 году.

Анализ специфики предвыборной компании 2008 года показывает, что Обама не был новатором, а, скорее, интегратором. Ничего эксклюзивно нового его штаб не создал, а лишь интегрировал в рамках своей онлайн-стратегии существующие на тот момент инструменты и технологии.

Отмечается, что средний возраст руководства онлайн штаба Б. Обамы был 25- 27 лет.
Обама сполна использовал все имеющиеся инструменты. Он был всюду. Отдельная социальная сеть для сторонников Обамы – MyBo (My.BarackObama.com), наличие аккаунта (и его постоянное возобновление) в большинстве популярных в США социальных сетях, отдельный канал на YouTube, присутствие на сервисе микроблогинга Twіtter, фотографии на Flіckr, SMS рассылки, e-maіl рассылки, разнообразные виджеты и информеры, вирусный маркетинг.

Во время кампании Обаме удалось собрать в предвыборный фонд рекордную за всю историю США сумму – свыше 700 млн долл., из них 500 млн поступили от приверженцев в онлайне.

Одним из элементов позиционирования Обамы была его технологическая образованность. Это помогло убеждать людей (в первую очередь тех, кому до 40) в том, что администрация нового президента будет более эффективной, а возможно даже наиболее эффективной за всю историю США.

Много сторонников Обамы самоорганизовывались в отдельные группы на разнообразных социальных онлайн сервисах. В частности, в социальной сети Facebook было созданное большое количество групп, которые поддерживали Обаму. Важно было то, что группы организационно никак не были причастны к официальной кампании кандидата в президенты. Это были миниобъединения людей, которые имеют общие интересы. Приверженцы своими силами создавали большое количество Интернет контента, который в сотни раз превышал по объемам то, что генерировал штаб – видеоклипы, постеры, фотографии, разнообразные тексты. Некоторые из них становились очень популярными. Например, еще летом 2007 года появилась ObamaGіrl («Девушка Обамы») – группа энтузиастов вместе с моделью Амбер Ли создали около 100 музыкальных видео-пародий, в которых высказывалась любовь к Обаме. Не смотря на некоторую абсурдность этих клипов, они пользовались немалой популярностью. Их пересмотрели десятки миллионов Интернет-пользователей.

Следует отметить, что Обама пользовался особой популярностью среди молодежи, которая обычно является самым пассивным избирателем, но вместе с тем это наиболее активная группа пользователей Интернета. Сетевые технологии стали инструментом приведения молодого избирателя на участок. Явка в группе 18- 30 лет выросла на 25%, вырос и общий процент проголосовавших, что стало рекордом за последние 40 лет – в сравнении с 2004 годом проголосовало на 9 млн больше избирателей.

Отмечается, что кампания Барака Обамы была безупречной в двух измерениях – использование новых технологий и работа с активистами. Для волонтеров были заданы правильные мотивационные рамки, которые оказывали содействие росту их числа. Официальному штабу Обамы на протяжении кампании помогали свыше 1 миллиона волонтеров, которые работали бесплатно.

Вместе с тем следует понимать, что технологии не могут на голом месте создать мощного политического лидера. Технологии лишь помогли Обаме усилить свои сильные стороны. Он хороший организатор и, в отличие от своих главных конкурентов, чрезвычайно эффективный коммуникатор. Речь идет не столько о новой технологии, сколько о кардинально новых методах политики.

Политологические исследования влияния социальных сетей и применения сетевых технологий затрагивают не только электоральные процессы, но и протестные движения. Считается, что в 2010-2011 годах начался новый этап – широкого использования социальных сетей для объединения людей по политическим мотивам. В Интернете инициировались и координировались действия недовольных властью в реальной жизни и даже формировались глобальные политические процессы в странах. Самым ярким примером эффективности применения социальных сетей были массовые протестные выступления во время так называемой «Арабской весны», которая привела к смене правительств в нескольких восточных государствах.

Например, можно привести статью группы исследователей политических процессов, в которой социальные сети рассматриваются как движущая сила, влияющая на глобальные политические изменения (используется термин «Революция 2.0»). В статье [10] выявлены факторы, которые повлияли на распространение революционных сообщений среди египтян в 2011 году. В результате коммуникация в социальных сетях и формирование сетевых сообществ, координирующих свои действия, оказали влияние на отношение египтян к необходимости социальных изменений, что, в свою очередь привело к революции и отставке правительства.

В 2012 году этот же авторский коллектив опубликовал результаты исследования влияния сетевых сообществ на изменение поведения индивидов в социуме [11]. Эта работа включает в себя и анализ ситуации во время протестных акциях во время «Арабской весны».

Социальные сети как специфическая форма проявления политического участия также становится предметом политологических исследований. В качестве примера можно привести работу [12], в которой представляются результаты изучения модели политического участия в социальных сетях с акцентом на европейской политике. В исследовании выясняется, насколько европейские граждане заинтересованы в использовании социальной сети Facebook в политической коммуникации на европейском уровне, и может ли это привести к более активному участию и большей включенности граждан в политические процессы на уровне ЕС. Проанализировано использование веб 2.0 в политических целях, а также составлен среднестатистический профиль участника политической коммуникации в социальной сети, найдена связь между онлайном и оффлайном в политической жизни. В качестве метода исследования был выбран онлайн опрос, размещенный на официальных страницах Европейского Парламента и страницах о Европейском парламента и политике в сети Facebook.

Российские исследователи только приступают к изучению этой темы, а в отечественных научных журналах вопросы влияния коммуникации в социальных сетях на политическую практику и социальную активность граждан только начинают обсуждаться [13].

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала