Вход в личный кабинет
Посетители
За сутки: 162 чел.
За неделю: 1348 чел.
За месяц: 28886 чел.
Главная / Учебные материалы / Методика обучения в области общественных наук / 3. Рекомендации по проведению практических занятий / Примеры результатов лабораторных работ / Лабораторная работа 15
Лабораторная работа 15. Обнаружение источников умышленной дезинформации на примере темы «введение платности среднего образования»
Для проведения экспериментальных исследований решалась модельная задача «Обнаружение источников умышленной дезинформации» на примере распространения сообщений о введении платного среднего образования. В качестве заведомо ложной и при этом активно распространяемой информации были выбраны сообщения на тему того, что среднее образование в России станет (или уже стало) платным. Эти сообщения, обычно искажающие смысл закона, с завидным постоянством ходят волнами по социальным сетям уже примерно с 2010 года, когда соответствующий Федеральный закон № 83 был принят. И эти волны периодически поднимаются вновь, несмотря на многочисленные опровержения чиновников и публикаций-разъяснений на официальных ресурсах Министерства образования и науки РФ.
Схема выполненного сценария при запуске из комплекса по работе с композитными приложениями должна выглядеть следующим образом (рис. 3.12):
Рисунок 3.12 – Схема завершения работы WF «Обнаружение источников умышленной дезинформации на примере темы «введение платности среднего образования»
Модельная задача по обнаружению источников умышленной дезинформации состояла в следующем:
- выявить каналы распространения информации в неформальном сообществе обсуждения «о введении платного среднего образования»;
- выявить инициаторов обсуждения и наиболее влиятельных членов сообщества, информация от которых распространяется максимальному количеству участников неформального сообщества.
Результаты работы данного сценария требуют на входе файл ключевых слов и на выходе обучаемый получает набор файлов, представленный рисунками 3.13, 3.14, таблицей 3.6.
Рисунок 3.13 – Результаты визуализации социограммы каналов распространения информации в сообществе обсуждения темы «о введении платного среднего образования».
На рисунке 3.13 приводится визуализированная социограмма каналов распространения информации в сообществе обсуждения ФЗ № 83, на которой визуально видны инициаторы новых обсуждений (отмечены красными кругами) и наиболее активные распространители сообщений (наиболее крупные круги). Web-центр позволяет по двойному клику мыши переходить от просмотра результатов визуализации на страницу инициатора обсуждений или распространителя сообщений в Живом журнале.
В nаблице 3.6 в систематизированной табличной форме приведена информация об источниках дезинформации, которые на рис. 3.13 обозначены красными кругами. Таблица упорядочена по количеству переданных сообщений, т.е. случаев, когда сообщение заставило других пользователей разместить у себя аналогичную информацию.
№ п/п
|
Ник пользователя
|
Кол-во подписчиков
|
Кол-во переданных сообщений
|
URL страницы пользователя
|
1
|
zbnir
|
22
|
7
|
http://zbnir.livejournal.com/
|
2
|
socsopr
|
7
|
5
|
http://socsopr.livejournal.com/
|
3
|
erpyliova
|
14
|
4
|
http://erpyliova.livejournal.com/
|
4
|
edwpotapoff
|
15
|
3
|
http://edwpotapoff.livejournal.com/
|
5
|
primleftfront
|
2
|
2
|
http://primleftfront.livejournal.com/
|
6
|
tsybankov
|
2
|
2
|
http://tsybankov.livejournal.com/
|
7
|
commissaire
|
3
|
2
|
http://commissaire.livejournal.com/
|
8
|
vsminyashev
|
10
|
2
|
http://vsminyashev.livejournal.com/
|
9
|
golod2011
|
6
|
2
|
http://golod2011.livejournal.com/
|
10
|
devinette_russe
|
11
|
2
|
http://devinette_russe.livejournal.com/
|
11
|
genomus
|
11
|
2
|
http://genomus.livejournal.com/
|
12
|
uchitel_gazeta
|
8
|
2
|
http://uchitel_gazeta.livejournal.com/
|
13
|
stalex81
|
22
|
2
|
http://stalex81.livejournal.com/
|
14
|
mudric_1960
|
9
|
2
|
http://mudric_1960.livejournal.com/
|
15
|
dbt76
|
6
|
2
|
http://dbt76.livejournal.com/
|
16
|
vincent_noir
|
10
|
1
|
http://vincent_noir.livejournal.com/
|
17
|
gjrvic
|
4
|
1
|
http://gjrvic.livejournal.com/
|
18
|
brigitta_z
|
8
|
1
|
http://brigitta_z.livejournal.com/
|
19
|
assol_mitina
|
10
|
1
|
http://assol_mitina.livejournal.com/
|
20
|
rich_green
|
1
|
1
|
http://rich_green.livejournal.com/
|
21
|
tolko_lastochka
|
2
|
1
|
http://tolko_lastochka.livejournal.com/
|
22
|
uksystem
|
1
|
1
|
http://uksystem.livejournal.com/
|
23
|
tata_akivis
|
1
|
1
|
http://tata_akivis.livejournal.com/
|
24
|
leftnn
|
1
|
1
|
http://leftnn.livejournal.com/
|
25
|
x34xd
|
3
|
1
|
http://x34xd.livejournal.com/
|
26
|
brel_brel
|
5
|
1
|
http://brel_brel.livejournal.com/
|
27
|
natalie_kuznec
|
6
|
1
|
http://natalie_kuznec.livejournal.com/
|
28
|
brokain
|
1
|
1
|
http://brokain.livejournal.com/
|
29
|
dormey2
|
3
|
1
|
http://dormey2.livejournal.com/
|
30
|
igmsu
|