Вход в личный кабинет

Посетители
За сутки: 215 чел.
За неделю: 1726 чел.
За месяц: 31951 чел.
Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Дополнительные лекционные матеиалы / Лекция 10. Моделирование и специфика его применения в социальных науках / Истоки моделирования социальных систем: цикличность исторических событий
Истоки моделирования социальных систем: цикличность исторических событий
Первые модели, связанные с динамикой социокультурных систем относятся к древности. Циклические теории разрабатывались многими философами и историками, стремящимися увидеть смысл в хаосе исторических событий в частности выявить определенный ритм, аналогично цикличности природных изменений. При этом использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими циклами, кругооборотом веществ в природе.
В частности, китайский историк Сыма Цянь еще до новой эры сформулировал учение о циклической смене «принципов», на которых покоится государственная власть. Основными принципами, которые определяют структуру цикла исторической жизнедеятельности народа он обозначил прямодушие (чжун), почтение (цзин) и культурность (вэнь). Китайские ученые опирались на концепцию циклически меняющегося мира, постоянно повторяющего 64 основные ситуации. Эта концепция изложена в канонической для конфуцианства и даосизма книге «Всеохватнокруговые перемены».
Восточные учения о цикличности были развиты древнегреческими философами и историками (Платон, Аристотель, Плутарх) и оказали значительное влияние на историков Нового времени.
Взгляд на историю как цикличный процесс был превалирующим на рубеже XIX – XX веков, в период формирования социологии как науки. В частности О. Шпенглер в своем главном труде «Закат Европы» выделяет в мировой истории восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и западноевропейскую. Согласно Шпенглеру каждая культура трактуется как организм, обособленный от других культур, имеющий определенное время жизни – около одной тысячи лет.
Английский историк А. Тойнби под влиянием трудов Шпенглера разработал свою концепцию всемирной истории, где речь идет о 13 относительно замкнутых цивилизациях. Согласно Тойнби, развитие общества осуществляется через подражание. Если в примитивных обществах подражают старикам и предкам (что делает эти общества статичными), то в цивилизациях подражают творческим личностям, что обеспечивает динамику развития. Круговорот (или жизненный цикл цивилизаций) содержит, по его мнению, четыре фазы: возникновение (генезис), рост, надлом и распад. В фазе надлома нарастают социальные, политические и экономические конфликты. «В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада <…> за спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживление, но последует окончательный распад» [5, с. 477].
В системном анализе под жизненным циклом системы понимается период от зарождения системы до ее гибели. Например, в типичной модели жизненного цикла общественно-исторической системы Ю.В. Яковец [6, с. 42] выделяет шесть последовательно сменяющих друг друга фаз:
- зарождение в недрах старой системы, внутреннее латентное развитие;
- рождение, утверждение в процессе революционного переворота в борьбе с уходящей, отживающей системой;
- распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему;
- зрелость, когда в полной мере проявляются присущие системе черты;
- дряхление, нарастание противоречий, вступление в кризис, в противоборство с уже родившейся и борющейся за свое «место под солнцем» следующей системой;
- отмирание, реликтовое существование в виде отдельных трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы.