Вход в личный кабинет
Посетители
За сутки: 527 чел.
За неделю: 1653 чел.
За месяц: 41673 чел.
Главная / Учебные материалы / ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / Лекция 3. Концепции социальной динамики / Основные концепции социальной динамики / 2. Концепции циклических социальных изменений
2. Концепции циклических социальных изменений
Концепции циклических социальных изменений имеют давнюю историю. В записях Геродота (V в. до н.э.) дана первая циклическая схема политических режимов: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия [2, с.188]. Известное еще с античности представление о цикличности социальных процессов положено в основу концепций социального развития Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Примером циклической теории социального развития может служить концепция Питирима Сорокина, изложенная им в фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» [3]. Тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, П.Сорокин (1889-1968) предложил разделить ее на два противоположных, несовместимых типа – умозрительный и чувственный.
- Умозрительная культура характеризуется следующими признаками и убеждениями:
1) реальность по своей природе духовна;
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) обществом прилагаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов.
- Принципы и убеждения второго чувственного типа культуры прямо противоположны:
1) реальность по своей природе материальна;
2) потребности и цели людей чисто плотские и чувственные;
3) для удовлетворения этих целей используется внешнее окружение.
Промежуточная, идеалистическая культура по П. Сорокину представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и духовна.
По мнению Сорокина «Большинство социокультурных изменений имеют характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов». Диагноз, поставленный Сорокиным западной цивилизации, весьма неблагоприятен. С его точки зрения, чувственная фаза, в которой она пребывала в течение нескольких столетий, достигла крайней степени насыщения, что вызывает множество негативных, патологических явлений и приводит к общему культурному упадку. Однако в более отдаленной перспективе логика социального процесса, о которой говорил П. Сорокин, дает основания к оптимизму. Новая умозрительная фаза неизбежна.
Циклические теории социальной динамики могут питать в равной степени как крайний пессимизм, так и предельный оптимизм, поскольку, согласно логике цикла, рано или поздно неизбежно появятся высшая и низшая точки развития [2, с. 197-201].
Таким образом, социальный процесс может протекать циклически, последовательно проходя через такие состояния социальной системы, которые в точности совпадают с прежними. Или процесс может идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы могут быть ритмичными и неритмичными. В первом случае интервалы между фазами цикла равны; во втором – неравны. Циклы могут различаться по количеству фаз: две (война и мир, бум и упадок), три (возникновение, зрелость, упадок), несколько или множество, например, в жизненном цикле (рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть) [2, с. 187-188].
Ю.М. Плотинский в своей работе «Модели социальных процессов» [4] приводит список систем и подсистем, для которых разработаны модели жизненного цикла:
- социокулътурные системы — цивилизация, этнос, институт, общественное движение, организация, группа, семья, индивид;
- элементы и подсистемы социокультурных систем — хозяйственный уклад, технологический уклад, стиль в искусстве, мода, научная специальность, новые товары, инновации во всех сфе¬рах жизни общества, модели.