Вход в личный кабинет

  запомнить меня
Войти

Забыли пароль?
Регистрация

Случайная статья

Комплексные сети


Посетители

За сутки: 456 чел.
За неделю: 2237 чел.
За месяц: 27472 чел.


Главная / Учебные материалы / Методические указания для самостоятельных работ / Самостоятельное исследование 1 / Основные сведения теории


Основные сведения теории


Операционализация понятий
Существует два основных понимания термина «социальная сеть»:

1. «Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура (математически — граф), состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)» [1].
Второе понимание термина «социальная сеть» возникло в связи с активным развитием Интернета и переносом в эту виртуальную среду общения и взаимоотношений людей:

2. «Социальная сеть (от англ. social networking service, on-line social network) — платформа, онлайн сервис или web-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений» [2]. В этом смысле LiveJournal, ВКонтакте и тому подобные ресурсы стали именоваться социальными сетями, укладываясь во второе понимание термина «социальные сети». В настоящее время, правда, и в английском языке в указанном смысле стал применяться термин social networks [3].

Как видим, и в английском языке, и в русском языках применяется одинаковое наименование для обоих понятий. Это несколько осложняет определение предмета наших исследований, так как, если придерживаться устоявшейся терминологии и быть до конца точными, мы исследуем социальные сети (1) в социальных сетях (2). Для различения двух подходов понимания терминов будем обозначать их как [социологические] социальные сети (social networks, в традиционном социологическом понимании) и [интернет] социальные сети (social networking services, в интернет-понимании). Кроме того, удобно будет использовать термин «виртуальные сообщества» для обозначения [социологических] социальных сетей в [интернет] социальных сетях. «Под виртуальными сообществами понимаются социальные объединения, сложившиеся в Интернете, в которых сформирована сеть личных отношений в киберпространстве на основе открытого взаимодействия» [4].

Выборочный подход в исследовании [интернет] социальных сетей
Выборочный подход представляет собой применение классического социологического инструментария для определения границ выборочной совокупности. С. Хиндуйа и Дж. Патчин в исследовании личных профилей подростков в сети My Space отбирали единицы анализа с помощью генератора случайных чисел. Такие исследователи, как К. Люьис, Дж. Кауфман, А. Виммер, М. Гонсалес, Н. Кристикас, признают расширенные возможности проведения социологических исследований, связанные с анализом данных профилей в социальных сетях. По их мнению, сбор информации, содержащейся в профилях, позволяет снизить статистическую погрешность, которая в случае проведения исследований стандартным социологическим инструментарием повышена за счет возможных ошибок интервьюеров, трудностей во вспоминании каких-то фактов самими респондентами и другими проблемами.

Выборочный подход состоит в том, что по некоторому заданному исследователями принципу выбираются единицы исследования в объеме, который исследователи считают достаточным для получения научно-значимых результатов.

Например, могут быть случайным или целенаправленным образом выбраны страницы пользователей [интернет] социальных сетей, а затем к этим пользователям могут быть применены традиционные социометрические методы (например, может быть проведен выборочный контент-анализ, построена социограмма связей «дружбы и подписки» отдельных пользователей).

Также отобранные для исследования пользователи могут быть опрошены, и на основе их ответов на вопросы могут быть сделаны выводы о характере и свойствах виртуальных сообществ, в которые они вовлечены.

Возможны и другие способы применения выборочного подхода для исследования виртуальных сообществ, а также [интернет] социальных сетей.

Контент-анализ
Контент-анализ – это качественно-количественный метод анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.
Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности.

Как полноценная методика контент-анализ нашел свое применение лишь начиная с 30-х гг. 20 века в США. Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер. Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.

В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны.

В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.

Этапы контент-анализа:
1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
• заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы);
• один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
• заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
• сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
• частота появления сообщений,
• способ распространения сообщений;
• место распространения сообщений;
• время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете.

Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
• она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
• она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
• она должна легко идентифицироваться;
• число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
• физическая протяженность текстов;
• площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
• число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
• длительность трансляции по радио или ТВ;
• метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
• количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое определение элементов счета.

5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

 

Все права защищены © НИУ ИТМО 2012
199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 4. Телефон: (812) 337-64-90, НИИ НКТ НИУ ИТМО
Связаться с нами Вы можете в разделе контакты
Также Вы можете ознакомиться с политикой обработки персональных данных и с соглашением об использовании портала